75-й годовщине Великой Победы посвящается...Цикл историй "Спартаковцы - участники Великой Отечественной Войны"
Для вратаря московского "Спартака", двукратного чемпиона и обладателя Кубка СССР по футболу Владислава Жмелькова война началась 22 июня 1941 и завершилась 9 мая 1945. В мае сорок пятого он расписался на Рейхстаге и по одной из легенд оставил там спартаковский ромбик.
Владислав(Владимир) Жмельков родился в 1914 году в довольно зажиточной семье. Но после революции сын крупного инженера стал простым токарем-револьверщиком. Работал на заводе и играл в футбол. В 1937 году Владислав был призван в ряды Красной Армии, где играл за армейский коллектив Смоленска. Там он и проявил себя как незаурядный вратарь. Жмельков получил приглашение в ЦДКА, но предпочёл вернуться после демобилизации на родной завод. Но в большой футбол токарь-револьверщик вскоре попал. Даже не попал, а ворвался.
Владислав Жмельков стал основным вратарём популярнейшей столичной команды. И "Спартак", неважно начавший сезон, вдруг заиграл так, что в итоге выиграл первенство страны и Кубок. О непробиваемом спартаковском вратаре стали слагать легенды, причём самые невероятные. Реакция Жмелькова была феноменальной – он наслаждался игрой, на радость всем болельщикам. Как вспоминал Андрей Старостин, он ловил кураж и кричал защитникам: «пусти его, дай пробить» и брал невероятные мячи. Из двенадцати пенальти, назначенных в ворота "Спартака" в 1938 и 1939 годах, Владислав отбил одиннадцать. Мог взять и двенадцатый, даже коснулся мяча травмированной рукой, но помешать взятию ворот не смог. Впрочем, тот матч "Спартак" всё равно выиграл.
В 1939 году "Спартак" снова сделал золотой дубль. Популярность Жмелькова достигла пика. Владислав первым и единственным из футболистов был признан лучшим спортсменом страны. При том что среди соискателей этого очень почётного титула было немало выдающихся спортсменов - например, боксёр Николай Королёв или шахматист Михаил Ботвинник.
Игра Жмелькова не оставила равнодушной и соперников "Спартака". Его захотели видеть в ЦДКА. Армейцы выяснили, что Владислав демобилизовался (причём не по своей воле) на несколько дней раньше положенного срока. Перед вратарём были поставлены жёсткие условия – или идти в ЦДКА на сверхсрочную, или служить срочную заново – два года в обычной строевой части. Спартаковец Жмельков предпочёл отправиться в войска, не мог представить себя в армейском клубе. Владислав служил в Забайкалье, а в мае сорок первого был переведён в Белоруссию. Там его и застала война.
Выдающийся вратарь стал отважным воином. Владислав служил в разведке. Многократно переходил линию фронта, доставлял «языков». Поднимал красное знамя над освобождённым Киевом. Был тяжело ранен в ногу. Поправился и вернулся на фронт, даром что мог комиссоваться и вернуться в свой любимый "Спартак". Про Жмелькова уже тогда ходили легенды – например, что он на лету схватил вражескую гранату и швырнул ей назад, во вражеский окоп. Пригодились вратарские навыки. День Победы застал Жмелькова в Германии. Свою подпись на поверженном Рейхстаге Владислав Николаевич оставил. А вскоре после Победы состоялся турнир с участием сборных стран-победительниц. Советская команда уверенно победила, несмотря на то, что за британцев выступало несколько профессиональных футболистов. Не игравший почти пять лет Жмельков пропустил всего один мяч и напомнил себя прежнего. Пара английских клубов была готова пригласить старшину Красной Армии, но Владислав и слышать не хотел ни о чём таком. Он хотел вернуться домой, в "Спартак".
Демобилизовавшись, Владислав Николаевич вернулся в свой любимый "Спартак", где ему довелось делить место в воротах с повзрослевшим Алексеем Леонтьевым. Увы, возвращение триумфальным не оказалось. Некогда безупречный Жмельков стал допускать ошибки. Сказывались и возраст, и перерыв в карьере, и боевые ранения и… То, что было привычкой, стало постепенно становиться пороком, а то и болезнью. Николая Старостина рядом не было, в трудную минуту никто не поддержал. После провального матча с "Торпедо", пропустивший шесть мячей Жмельков хлопнул дверью и покинул "Спартак".
Владислав Жмельков ушёл в другой "Спартак" – тбилисский, где играл, именно играл, а не доигрывал на протяжении нескольких лет. Помог спартаковцам пробиться в класс А, чем заслужил любовь тбилисской публики. Однажды вратарь потерял паспорт. "Не волнуйся, Владик, всё сделаем", - пообещали грузинские товарищи и не обманули. Только немножко напутали с именем – посчитали, что Владик - это сокращённо от Владимир, а не от Владислав. Так до конца своих дней Жмельков жил не под своим именем. И на могиле у него написано Жмельков Владимир Николаевич. После тбилисского "Спартака" Владислав поиграл пару лет в Кишинёве, после чего завершил выступления. Хотел стать тренером, неоднократно предпринимал попытки, но не получилось.
Владислав Жмельков погиб летом 1968 года, когда возвращался из Москвы на электричке. Тело легендарного вратаря с ножевыми ранениями нашли возле железнодорожного полотна. Владислав Николаевич не доехал до дома одну остановку.
В истории отечественного футбола он так и останется легендарным вратарем, проведшим по сути всего полтора звездных предвоенных сезона в высшей лиге, никогда не игравшего за сборную, но оставивший свой след как великий вратарь.
Владислав Жмельков...Вечная Слава Героям. |